Как и многие танцевальные направления, зарождение хип-хоп культуры приходится на 60-е годы XX века. Сегодня это целое направление, возникшее благодаря латинским и афроамериканским народам, проживающим в Нью-Йорке. На заре становления уличная культура имела определенную изолированность от общества и распространялась только среди “своих”. Однако уже в 80-годах яркий танец “вырвался” в кварталы с “белыми” людьми, а потом и в целые направления — кино, музыку, шоу-бизнес и т.д.
Когда появился хип-хоп как танец
Хип-хоп танец — это направление, которое пришло в Бронкс с Ямайки в начале 1967 года. Сначала танец получил прозвище “Кул Херк”, по имени одного из основателей, ди-джея. Он воплощался под ямайский стиль музыки, ставший чрезвычайно популярным среди молодежи. Ди-джей Кул Херк часто устраивал шумные вечеринки в Нью-Йорке, сам формировал ямайские треки, а одновременно с проигрышем музыки произносил разные речевки. Постепенно они превратились в ритмичные тексты под музыку, в настоящее время их называют “рэпом”. В некоторых своих произведениях Херк использовал мотивы соула, ритм-энд-блюза, черного фанка в стиле Джорджа Брауна.
Со временем влияние Кула Херка стремительно распространялось по США. Вечеринки ди-джея, а также его последователей, Grandmaster Flash, Afrika Bambaataa и Caz, проводились на Манхэттене, Бруклине и в других крупных городах. Тогда стали зарождаться классические танцы в стиле хип-хоп, и Херк заметил это. Чтобы продвинуть необычную хореографию, он начал делать между куплетами инструментальные “перерывы”, в которых танцоры показывали свои навыки — яркие движения ногами и корпусом тела. Название “брейк” также придумал сам Кул, отметив активность танцев почитателей его музыки.
Если вы хотите знать, что такое хип-хоп танцы, вам будет интересен и другой факт. В конце 60-х годов XX века все чаще стало встречаться выражение “эм-си”, что стало синонимом исполнения песен в рэп-стиле. Под “эм-си” подразумевалось, что рэпперы стали не только исполнителями, но и танцорами. Они умудрялись читать текст и выполнять классические акробатические и энергичные движения верхнего и нижнего брейка. С этих пор танец в стиле хип-хоп официально стал основным составляющим любой вечеринки в стиле Кула Херка и его последователей.
Какую пользу принесли hip-hop танцы
Благодаря Кулу Херку американское общество постепенно снизило уровень агрессивности. Афроамериканские, латинские гетто и “белые” все меньше сталкивались между собой в уличных драках. Отрицательная энергия выплескивалась в танце, а лучшими справедливо назывались те, кто победил в батле без преступлений, алкоголя, наркотиков! Таким образом, хип-хоп танцы — это своего рода “миротворец” среди молодежи и детей, который постепенно превратился в пропаганду здорового образа жизни. Таковым направление считается до сих пор.
Стиль танца хип-хоп на международном уровне
Официально общество признало танцевальное направление хип-хоп в начале 70-х годов прошлого столетия. С этого времени в Европе, Австралии и даже СССР стали появляться и использоваться молодежью понятия “эмсинг”, “брейк-данс”, проводились уличные спортивные игры и рисовались граффити.
Первым, кто стал продвигать хип-хоп культуру за пределы Соединенных Штатов, стал ди-джей Afrika Bambaataa (Бамбаатаа). Он сформировал целую команду Zulu Nation, она состояла из танцоров, художников граффити, ди-джеев. Хореография, которую пропагандировали в Zulu Nation, имела необычный вид. Она включала в себя ломаную пляску, похожую на африканские народные танцы, движения волнами, прыжки, резкие переступания и “робота”.
В 1969 году известного танцора Дона Кэмпбэла заинтересовал стиль танца хип-хоп, после чего он придумал “Кэмпбэллокинг” — оригинальный попсовый вариант народного африканского танца. В 1971 году название было упрощено до “locking”, и его активно стали использовать почитатели культуры. С этого момента можно смело утверждать, что хип-хоп, как танец, полностью сформировался и видоизменялся только благодаря фантазии и умениям отдельных танцоров и группировок.
Хип-хоп в 80-е годы
80-е годы XX века ознаменовались как переходный период освоения танца. Представители других рас, выясняя, что такое танец хип-хоп, начали изучать новый стиль хореографии. Некоторые поп-группы стали в своем роде пропагандистами танцевального направления, внедряя интересные движения благодаря сотрудничеству с опытными танцорами.
В это время танец стал развиваться в невероятно быстром темпе. Примером безупречного хип-хопа стала группа Billboard, которая в середине 1986 года вошла на вершины всех мировых чартов с композицией Beastie Boys! Известной стала и группа Run-DMC, которая сочетала рок-музыку с рэпом и всегда показывала интересные хореографические номера на своих выступлениях.
90-е годы прошлого столетия
Дальнейшее развитие hip-hop танец получил в конце XX века, в основном из-за того, что рэп стал активнее распространяться по миру. Музыкальное направление становилось более электронным и техническим, многие группы пытались “выжать” из инструментов безграничность ритмов и необычных звуков. В некоторых штатах Америки стали появляться примеры политического рэпа и произведения с мотивами джаза. Все это повлияло на модные веяния в стиле танцев хип-хоп. Стало все больше появляться “волн”, резких движений руками, прыжков. При этом танцоры хип-хоп активно повторяли слова исполнителя, соединяя переживаемые эмоции в единые, яркие танцевальные связки.
Постепенно начали появляться направления в танцах хип-хоп. Сначала сформировались два основных типа хореографии — старая и новая школа. Первая демонстрировала брейк-данс, поппинг, локинг. Поппинг делился на электрик, тетрис, робот, поп корн и другие движения, характерные танцу еще на этапах его зарождения. Новая школа включала в себя переходы, сочетания старых движений и резкости, кувырков, переворотов — в общем, стало больше акробатики.
Интересно, что стиль хип-хопа “локинг” стал визитной карточкой многих афроамериканских певцов, например, Джанет Джексон.
Хип-хоп в настоящее время
Спустя более полувека многие хореографы задаются вопросом о том, что такое хип-хоп — танец покорил многих и развивается до сих пор. Для большинства поклонников это целый мир и возможность не только быть всегда в хорошей физической форме, но и посредством движений передать свои чувства, позицию в обществе, настроение. В настоящее время при постановке номера активно используются принципы старого и нового хип-хопа, а также интересные сочетания с другими танцевальными направлениями.